Елисаветченко И. В. Нормативные и правовые вопросы государственного регулирования оборота наркотических средств в лечебно-профилактических учреждениях

Проблемы терапии хронической боли: клинические и социальные аспекты

Симпозиум

Иван Владимирович Елисаветченко

Иван Владимирович Елисаветченко, начальник службы по контролю за легальным оборотом наркотиков Московского Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, сделал обзор законодательных актов, которыми руководствуется служба по контролю за оборотом наркотиков в лечебных учреждениях.

Иван Владимирович начал выступление с цитаты Федерального закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»1, согласно которому неотъемлемым правом больного является «облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами».

Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ был создан указом Президента РФ № 306 от 11 марта 2003 года. Позднее комитет был преобразован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Одной из задач комитета является обеспечение контроля за легальным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, выявление и перекрытие каналов их утечки из легального оборота в незаконный.

Основными каналами утечки наркотиков из легального оборота являются:

  • получение наркотических лекарственных средств в аптеках, аптечных учреждениях по поддельным рецептам;
  • хищения наркотиков из легального оборота путём присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением работников учреждений легального оборота;
  • хищения путём кражи, грабежа, разбоя.

Данные нарушения обычно являются следствием небрежности, халатности, недобросовестного отношения должностных лиц к своим обязанностям, умышленных действий для утечки наркотиков из легального оборота.

Иван Владимирович приводит следующие способы хищения наркотиков на объектах их производства, хранения и использования:

  • искажение учётных данных путём неполного оприходования поступающих медикаментов, составление подложных документов;
  • присвоение вверенных наркотиков путём списания их на умерших больных, выписывающихся пациентов, на лечение больных, которым наркотики не назначались;
  • неполное оприходование неиспользованных препаратов, сдаваемых родственниками умерших больных;
  • оформление фиктивных документов на их уничтожение;
  • изъятие наркотических и психотропных препаратов из ёмкостей с заменой другими наполнителями.

В связи с вышеперечисленными фактами были выработаны общие принципы работы подразделений по контролю за оборотом наркотиков ФСКН России:

  1. Обеспечение должного контроля за хранением, учётом, назначением и использованием наркотиков в лечебных учреждениях является залогом и гарантией отсутствия утраты таких препаратов.
  2. При проведении оперативно-розыскных и проверочных мероприятий по выявлению нарушений и преступлений в этой сфере, не создавать препятствий к поступлению лекарственных препаратов больным. Отдельные правонарушения, совершаемые в этой сфере, не должны стать причиной приостановления деятельности лечебных или аптечных учреждений.

В настоящее время появились предпосылки для пересмотра ряда нормативных актов в сфере контроля за оборотом наркотиков. Во-первых, это появление новых лекарственных форм (например, трансдермальных систем), извлечение из которых наркотиков в кустарных условиях либо невозможно, либо очень затруднено. Во-вторых, это необходимость беспрепятственного обеспечения наркотическими анальгетиками нуждающихся больных, в частности, онкологических, для улучшения качества их жизни.

В заключение Иван Владимирович подчеркнул, что органы наркоконтроля являются контролирующим и координирующим органом и осуществляют контроль за исполнением действующего законодательства. Органы наркоконтроля обязаны контролировать правильность оформления рецептов на наркотические анальгетики, их списание и утилизацию, для предотвращения их хищения и нелегального оборота, но при этом сотрудники службы не оценивают адекватность назначаемого врачом лечения и не могут привлечь к ответственности врача, назначившего опиоидный анальгетик не по назначению. Таким образом, ФСКН не препятсвует назначению опиоидных анальгетиков по показаниям. Контроль за адекватностью назначений опиоидных анальгетиков — прерогатива Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

1 в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ. 01.12.2004 № 151-ФЗ.

XV Российский национальный конгресс «Человек и лекарство»

Neurontin

Опрос о бремени болезни среди пациентов

Помогите докторам узнать о мигрени больше. Ваше мнение и ощущения очень важны, чтобы мы могли лучше помогать вам справляться с мигренью!

Пройти опрос