Взаимодействие пациента и врача в процессе лечения

В каждой паре пациент-врач складываются особые и неповторимые отношения, тем не менее, условно можно выделить четыре основные типа взаимодействий.

Врач-родитель

Зачастую врач по отношению к пациенту ведёт себя как взрослый родитель по отношению к неразумному ребёнку. Врач говорит пациенту, что делать, и тот безропотно слушается. Многим людям, страдающим от головной боли, бывает очень приятно полностью переложить ответственность за результат лечения на своего доктора.

На наш взгляд, такой подход не самый продуктивный. Головная боль — это субъективное переживание и, какие бы современные диагностические методы ни применял врач, без внимательного и ответственного отношения пациента к своей болезни невозможны полноценные диагностика и лечение.

Врач-продавец

В других случаях, наоборот, врач пытается устраниться от принятия решений, предоставляя пациенту самому решать, что делать. Как продавец предлагает покупателю купить товар, так доктор предлагает различные методы терапии, руководствуясь при этом принципом «клиент всегда прав». Хотите лечиться? Пожалуйста! Не хотите? Хорошо, не надо.

Беда в том, что, точно также, как не существует идеальных врачей, нет и идеальных пациентов. Всем нам в той или иной степени свойственны слабость, лень и безответственность. Не каждый, например, способен отказаться от таких привычек, как курение, употребление алкоголя, питьё кофе по утрам, даже зная, что они приводят к головной боли. В этом случае со стороны врача нужны жесткость, настойчивость и, в то же время, дружеская поддержка — качества, никак не свойственные врачу-продавцу.

Врач-партнёр

На наш взгляд, наиболее предпочтителен вариант, когда врач и пациент становятся товарищами в борьбе с головной болью. Они обсуждают и совместно решают, как наилучшим образом справиться с проблемой. На обоих лежит ответственность за свои действия.

Рассмотрим пример. Допустим, Ваш доктор предлагает отказаться Вам от курения — фактора, провоцирующего головную боль. Для Вас сигареты — единственное светлое впечатление в этом бесконечно абсурдном и злобном мире. Если общение с врачом строиться по модели «родитель-ребёнок», Вы, конечно же, тут же согласитесь с ним. Но что будете делать, выйдя из кабинета врача? В течение целого дня не будете курить, про себя ругая врача, себя-послушного и всех окружающих за то, что они попадаются под руку? А на следующий день достанете сигареты и будете курить ещё чаще, чем раньше? (Перед визитом к врачу Вы случайно стряхнёте пепел с ботинок, а пачка сигарет таинственным образом переместится из кармана пальто в самые глубины сумки.)

Если Ваш доктор — врач-продавец, всё произойдёт намного проще. «Вам надо бросить курить.» «Доктор, я не хочу этого делать!» «Не хотите — Ваше право.» Путь другой, итог тот же.

Наконец, вы приходите на приём к врачу, который для Вас — товарищ в тяжёлой борьбе с головной болью. Он объясняет Вам, почему курение приводит к головной боли и говорит о том, что нужно отказаться от этой вредной привычки. Вы объясняете, что зависите от сигарет уже десятки лет и что Вам очень трудно в один день от них отказаться. Вместе с врачом Вы думаете, нужно ли отказываться от курения и как сделать это максимально безболезненно. Возможно, Вы решитесь резко бросить курить. Возможно, разработаете долгосрочный план постепенного отказа от сигарет. Возможно, придёте к выводу о том, что не следует форсировать решение этого вопроса. Но, в любом случае, это будет обоснованное и ответственное решение.

Когда взаимодействие врача и пациента приводит к успеху в лечении, говорят о высокой комплаентности (от английского «compliance» — согласие). Вы можете посмотреть учебный фильм «Плохой врач» — пародию на взаимоотношения между врачом и пациентом, созданный на кафедре семейной медицины Московской Медицинской Академии им. И.М. Сеченова (все участники фильма — и врачи, и пациенты — сотрудники кафедры). Найдите ситуации, которые, как Вы считаете, не способствуют комплаентности.

Лечение головной боли