Социологическая оценка индикаторов качества фармацевтической помощи пациентам с головной болью.

Козуб. О.В., проф. Глембоцкая Г.Т.

В процессе фармакотерапии врач, фармацевтический специалист и пациент дополняют друг друга. Врач, как правило, обладает подробной информацией о пациенте, заболевании и методах лечения, фармацевтический специалист является экспертом в области лекарственных средств и помогает оптимизировать процесс фармакотерапии. Информируемость пациента о заболевании и обучение правильному применению лекарственных препаратов — общая задача врача и фармацевтического специалиста. [2;3;4] (рис.1)

Рисунок 1. Взаимосвязь субъектов фармацевтической помощи.

Головная боль входит в первую десятку ведущих причин утраты трудоспособности населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, экономические затраты на все виды головной боли составляют около 5 миллиардов евро в год, из которых только на мигрень приходится немного менее половины (2,25 миллиардов евро в год).[5;13]

Однако, несмотря на современные возможности фармакотерапии, позволяющие добиться успеха при лечении головной боли в 95% случаев, по данным Международной Ассоциации головной боли, только один из трех пациентов удовлетворен результатом получаемого лечения. [12] Одним из возможных факторов, объясняющих низкое качество получаемой пациентами медицинской и фармацевтической помощи является то, что системы ценностей для врача, фармацевтического специалиста и пациента порой существенно разнятся: для врача главное — получение признания профессионала в лечебной практике, достаточное финансирование и создание комфортных условий для работы [1], для фармацевтического специалиста — повышение социального статуса и престижа аптеки [8], устойчивый рост прибыли, а также увеличение притока посетителей в аптеку, их лояльность [6,7], для пациента — наискорейшее достижение положительного результата терапии с наименьшими финансовыми затратами. [10,11]

Для оценки сплоченности знаний и определения потребностей субъектов фармацевтической помощи пациентам с головной болью, а также для выявления особенностей оказания фармцевтической помощи данной категории больных и предикторов повышения ее эффективности нами был проведен ряд социологических исследований в каждой из трех групп субъектов фармацевтической помощи: 400 пациентов, обращавшихся в аптеки Москвы и Московской области с жалобой на головную боль; 385 врачей-неврологов Городских поликлиник и больниц г.Москвы и Московской области, кабинетов и клинических центров головной боли г.Москвы, региональных центров и клиник боли (стаж работы от 2 до 45 лет); 386 фармацевтических специалистов в аптеках г.Москвы и Московской области (стаж работы от 1 года до 30 лет).

Взятые для исследования в каждой из трех групп выборки являются репрезентативными, что подтверждено расчетами [9]:

Z — Z фактор (1,96 для 95% доверительного интервала);

p — доля изучаемого признака, наблюдаемая в исследуемой группе;

q — (1-p), неизвестное значение p*q заменяется его максимальным значением 0,25 (при p=0,5);

c — допустимая ошибка в определении абсолютных величин (0,05 = ±5%).

С течением времени проблема головной боли для населения и специалистов становится все более актуальной. По данным мировой статистики, количество больных с головной болью растет повсеместно, однако причины этого явления и различия в показателях распространенности по регионам мира остаются до конца неизученными. По мнению опрошенных в г.Москве специалистов системы здравоохранения, пациенты с жалобой на головную боль обращаются очень часто, а также тенденция обращений пациентов с жалобами на головную боль за последние 5 лет растет. (рис. 2)

Рисунок 2. Тенденция обращений с жалобами на головную боль за последние 5 лет, по мнению специалистов здравоохранения.

Большинство пациентов (76%) обращавшихся в аптеки с жалобой на головную боль были не удовлетворены получаемым лечением, при этом только каждый пятый пациент обращался за консультацией к врачу. Таким образом, будучи первоисточником информации о лекарственных средствах, фармацевтические специалисты несут ответственность не только за реализацию препаратов, но и за обеспечение качества и безопасности фармацевтической помощи.

Основными факторами, влияющими на выбор лекарственного препарата от головной боли, для пациентов и специалистов являются быстрота и длительность действия, причем длительности действия врачи отдают большее предпочтение. Для фармацевтических специалистов немало важным фактором является безопасность. Стоимость лекарственного препарата пациенты поставили на четвертое место в структуре значимости, при этом респонденты-специалисты отнесли ее к малозначимым факторам. Значимость упаковки каждая из групп поставила на последнее место. (рис. 3)

Рисунок 3. Ранжирование характеристик лекарственных препаратов респондентами.

Большинство специалистов не стремится к применению новых лекарственных препаратов, а следует традиционно сложившимся предпочтениям, при этом рекомендация опинион-лидеров практически не влиет на выбор специалистов. (рис. 4)

Рисунок 4. Структуризация предпочтений специалистов при назначении и рекомендации лекарственных препаратов.

71,4% опрошенных врачей и 87,3% фармацевтических специалистов оказали большее доверие лекарственным препаратам импортного производства, мнения пациентов разделились примерно в равной степени. (рис. 5)

Рисунок 5. Предпочтения респондентов при выборе лекарственного препарата в зависимости от страны-производителя.

Наибольший вес при выборе лекарственных препаратов от головной боли для врачей имеют такие инфомационные источники, как научные конференции и семинары, медицинская литература; фармацевтические специалисты в большинстве своем также предпочитают руководствоваться специализированной литературой и информацией, предоставленной медицинскими представителями. Пациенты основные сведения о фармакотерапии головной боли получают во время консультации лечащего врача и фармацевтического специалиста в аптеке, а также в СМИ и интернете. К сожалению, пациенты практически не участвуют в образовательных программах для повышения осведомленности о заболевании и методах лечения, таких как школа головной боли. (рис. 5)

Рисунок 5. Ранжирование респондентами источников фармацевтической информации.

Для купирования одной из наиболее тяжелых форм головной боли — мигрени врачи отдают наибольшее предпочтение лекарственным препаратам из группы триптанов, относящихся к специфической терапии. Из всех препаратов этой группы к наиболее эффективным врачи-респонденты отнесли Релпакс, что совпадает с рекомендациями ведущих отечественных и зарубежных специалистов по проблеме головной боли. Мнения фармацевтических специалистов разделились в равном количестве между триптанами (Амигренин, Релпакс, Суматриптан) и комбинированными анальгетиками (Пенталгин, Седалгин, Спазмалгон, Каффетин и др.). Вместе с тем вызывает беспокойство то, что для купирования приступов мигрени около 60% пациентов в большинстве своем бесконтрольно принимают комбинированные анальгетики (Пенталгин, Седалгин, Цитрамон, Солпадеин и др.), что является риском развития абузусной головной боли. (рис. 6)

Рисунок 6. Сравнительная характеристика предпочтений специалистов и пациентов при выборе препаратов для купирования приступов мигрени.

Таким образом, мы понимаем, что предпочтения специалистов и принимаемая пациентами фармакотерапия существенно разнятся, это можно объяснить тем, что пациенты и фармацевтические специалисты не идентифицируют приступы мигрени от других видов головной боли и пользуются правом безрецептурного отпуска лекарственных препаратов, к числу которых относятся большинство комбинированных анальгетиков, вместо того, чтобы рекомендовать обратиться за консультацией к врачу.

К основным резервам повышения качества фармацевтической помощи пациентам с головной болью большинство врачей отнесли строгое соблюдение пациентом предписаний врача (85%) и своевременную постановку диагноза (70%), повышение информированности пациентов (54%), наименьшие надежды врачи возлагают на профилактическое лечение. (рис.7)

Рисунок 7. Факторы, способствующие улучшению качества фармацевтической помощи, по мнению врачей-неврологов.

Среди факторов, способствующих повышению качества фармацевтической помощи, большинство фармацевтических специалистов отметили повышение информированности пациентов (84%), на втором месте — снижение цен на лекарственные препараты и расширение ассортимента лекарственных средств (65% и 45%, соответственно). (рис. 8)

Рисунок 8. Факторы, способствующие улучшению качества фармацевтической помощи, по мнению фармацевтических специалистов.

Сами пациенты отметили необходимость улучшения качества обслуживания в поликлиниках (75%), повышение информированности о заболевании и лечении (65%), 61% пациентов не устраивает высокий уровень цен на лекарственные препараты. (рис. 9)

Рисунок 9. Факторы, способствующие улучшению качества фармацевтической помощи, по мнению пациентов.

Доминирующее число пациентов с головной болью не получают лекарственную терапию, рекомендованную врачом, а обращаются за консультацией в аптеку, минуя врача, при этом пациентов не удовлетворяет эффективность получаемого лечения. Врач и фармацевтический специалист вынуждены совместно решать эту проблему, учитывая менталитет населения Российской Федерации и его склонность к самомедикации. Исследование показало, что на сегодняшний день имеются резервы для повышения качества фармацевтической помощи пациентам с головной болью, заключающиеся в интеграции усилий врача, фармацевтического специалиста и пациента. Необходимо понимать, что грамотное и обоснованное партнерство всех трех субъектов фармацевтической помощи способствует достижению целей каждого из них в отдельности, а также реализации общей цели — повышение качества медицинской и фармацевтической помощи пациентам.

Результаты проведенного исследования показали, что повышение информированности фармацевтических специалистов и пациентов о способах идентификации видов головной боли, возможностях ее профилактики и лечения, а также создание средств для необходимой коммуникации всех субъектов фармацевтической помощи являются эффективным инструментом улучшения качества фармацевтической помощи пациентам с головной болью. Кроме того необходимо включить ряд самостоятельных действий пациента в процесс лечения. Особое внимание нужно уделить выбору оптимальной терапии, которая должна осуществляться с учетом индивидуальных особенностей пациента, интенсивности и тяжести заболевания.

Список литературы:

  1. Гетьман М.А. Клиентоориентированная концепция контроля процессов оказания медицинской помощи в России / Московские аптеки № 9(153). — М. 2006. — C. 25-30.
  2. Глембоцкая Г.Т., Данилов Ал. Б. Козуб О.В. Врач, фармацевтический специалист, пациент: шаги к совместному решению проблемы терапии головной боли / Сборник тезисов сессии молодых ученых 7-ой ежегодной конференции с международным участием «Вейновские чтения» 4-5 февраля 2011 года. М. 2010. — C — 12.
  3. Глембоцкая Г.Т., Маскаева А.Р. Интеграция деятельности провизора и врача в обеспечении эффективности и безопасности лекарственной терапии / Фарматека. М. 2001.-N 4.-С.24-31.
  4. Глембоцкая Г.Т., Маскаева А.Р. Концепция фармацевтической помощи: реалии и перспективы / Новая аптека. М. 2000.-N 5.-С.11-14.
  5. Данилов Ал.Б, Глембоцкая Г.Т., Козуб О.В. Фармакоэкономические аспекты мигрени / Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. М. 2011. № 4. C. 79-82.
  6. Дорофеева, В.В. Теоретические и методологические основы формирования потребительского поведения: автореф. дис. . доктора фарм. наук. М., 2006. — 48 с.
  7. ДорофееваВ.В., ГолубкинаЛ.В., Синайская О.В. Формирование потребительской лояльности к аптеке / Российские аптеки. −2004.-№ 9. -С. 8-13.
  8. Кононова С.В., Дадус Н.Н., Шаленкова Е.В., Петрова С.В., Богомолова Л.С. Социальный статус и престиж фармацевтического работника в современном обществе / Фармация № 1(14) — М. 2011 — С. 15 — 20.
  9. Bland M. An Introduction to Medical Statistics, 3rd. ed. Oxford University Press, Oxford. 2000.
  10. Lipton RB, Amatniek JC, Ferrari MD, Gross M. Migraine. Identifying and removing barriers to care. Neurology.1994;44(suppl):S63-S68.
  11. Matchar DB, Young WB, Rosenberg JH, et al. Evidence-based guidelines for migraine headache. Neurology. 2000;55:754-62.
  12. Report of International Headache Society, 2009.
  13. World health report, 2001.

Смотрите также