Выявление возможных барьеров своевременной и эффективной фармацевтической помощи пациентами с головной болью

О.В. Козуб, аспирант кафедры организации и эко- номики фармации, Г.Т. Глембоцкая, д-р фарм. наук, проф., Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ — САМОЕ РАСПРОСТРАНЕННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕ МЫ, СНИЖАЮЩЕЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ВО ВСЕМ МИРЕ. БОЛЬШИНСТВО ПАЦИЕНТОВ С ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ НЕ ПОЛУЧАЮТ СВОЕВРЕМЕННОГО И УДОВЛЕТ ВОРИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ, ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО ОНА ПО-ПРЕЖНЕМУ ОТРАЖАЕТСЯ НА ИХ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ[1, 2, 4]*.

Головная боль напряжения и мигрень — самые распространенные цефалгии. В совокупности они со ставляют 2/3 всех видов головной боли. По данным мировой меди цинской статистики, около 80% на селения страдают головной болью напряже ния. На втором месте по частоте встречае мости стоит мигрень (около 12% населения) [3, 7, 10]. Отметим, что мигрень считается в большей степени дезадаптирующим заболе ванием, чем обычная головная боль напря жения.

Интенсивный болевой синдром во время приступа мигрени становится ведущим фак тором в формировании нарушения дееспо собности, но, как известно, мигрень сопро вождается еще и сопутствующими симптома ми, такими как тошнота, рвота, фоно- и фо- тофобия, которые также существенно отражаются на работоспособности. Но, не смотря на тяжелое течение приступов, менее половины пациентов с мигренью обращается к врачу, и лишь каждому третьему ставится правильный диагноз [6, 11].

Большинство людей, страдающих голов ной болью, самостоятельно приобретают безрецептурные препараты, прием которых не требует предварительной консультации врача. В результате каждые два из трех па циентов с мигренью не удовлетворены ре зультатом лечения и вынуждены искать бо лее эффективные средства [6, 11, 12].

Для оценки качества фармацевтической помощи пациентами с головной болью в Москве и выявления барьеров к получению ими эффективной фармакотерапии было проведено социологическое исследование с последующим ситуационным анализом. Интервьюирование и анкетирование охва тило 412 специалистов поликлиник, боль ниц и аптек различных районов столицы (рис.1).

Рис. 1. Распределение по должностям специалистов больниц и аптечных учреждений, учавствующих в исследовании.

Средний возраст опрошенных составляет 35 лет (от 20 до 60 лет), из них 59% — жен щины и 41% — мужчины.

Репрезентативность взятой для исследова ния выборки подтверждена рассчетами [5]:

где Z — Z-фактор (1,96 для 95% доверитель ного интервала);

p — доля изучаемого признака, наблюдаемая в ис следуемой группе;

q — (1-p), неизвестное значение p*q заменяется его максимальным значением 0,25 (при p = 0,5);

c — допустимая ошибка в определении абсолютных величин (0,05 = ±5%).

В группу исследования были отобраны респон денты с жалобами на головную боль, из них отдель но были выделены респонденты с предположитель ным диагнозом «мигрень». Для скрининговой диа гностики мигрени в учреждениях здравоохранения, участвующих в эксперименте, применялся тест ID Migraine (идентифицируй мигрень), разработанный международными экспертами по лечению головной боли при поддержке компании «Пфайзер», позво ляющий предположить наличие мигрени с точностью 93% [9, 14].

В ходе интервьюирования было выявлено, что 85% опрошенных страдают головной болью, при этом распростаненность данного синдрома среди женщин (86,6%) выше, чем среди мужчин (55,5%) (рис. 2).

Рис. 2. Распространенность головной боли среди опрошенных специалистов системы здравоохра нения.

Средняя частота приступов равна 4 приступам в месяц, вследствие чего респондентам в среднем приходится 3 дня в месяц работать с головной бо лью, количество пропусков рабочих дней по при чине головной боли в среднем составляет 1 пропуск в 5 месяцев, остальные дни с головной болью при ходятся на нерабочее время. Большинство респон дентов предпочитают переживать приступ на рабо те или отпрашиваться с работы и только 1.7% — оформляют лист временной нетрудоспособности по причине головной боли.

Доля специалистов системы здравоохранения, страдающих мигренеподобными приступами голов ной боли, по результатам проведенного теста ID Migraine, составила 14,2%, при этом у женщин по добные приступы головной боли встречались в 1,5 раза чаще, чем у мужчин (рис. 3).

Рис. 3.

Среднее число приступов головной боли среди респондентов с предположительным диагнозом «ми грень» составило 6,5 в месяц, 5 из них происходят во время работы, специалистами из этой группы про пускается в среднем 1 рабочий день в месяц по при чине головной боли, остальные приступы происходят в нерабочие часы. Большинство этих респондентов, как и респонденты первой группы, предпочитают не акцентировать внимание на своей проблеме, и всего лишь 5% оформляют лист временной нетрудоспособ ности по причине головной боли.

Около 3/4 специалистов системы здравоохране ния, страдающих головной болью, предпочитают ку пировать свои приступы с помощью лекарственных препаратов, а респонденты из группы с предвари тельным диагнозом «мигрень», как правило, прибега ют к фармакотерапии.

Наиболее популярными препаратами для снятия головной боли немигренозного характера являются хорошо известные безрецептурные лекарственные средства, большиство из которых относится к группе комбинированных анальгетиков, применение кото рых не рекомендуется как российскими, так и зару бежными исследователями из-за риска развития абу зусной головной боли. Также широко применяются препараты ибупрофена, которые являются препара тами второго выбора в Европейских рекомендациях по лечению головной боли.

Препарат ацетилсалициловой кислоты занимает одно из последних мест, в то время как в Европейских рекомендациях он назван препаратом первого вы бора (рис. 4).

В результате данной терапии более половины ре спондентов указали, что не удовлетворены получае мым лечением.

При опросе респондентов с мигренью, выявлен ной с помощью теста ID Migraine, была также обна ружена наибольшая приверженность к комбиниро ванным анальгетикам. Популярными препаратами явились спазмолитик и препарат ибупрофена. В ре зультате данной терапии 3/4 респондентов считают получаемое лечение неэффективным.

К сожалению, лекарственные препараты, предна значенные для специфического лечения мигрени (триптаны), принимает небольшое количество ре спондентов. А препарат Релпакс из класса трипта нов, рекомендуемый Европейской федерацией голов ной боли (European Headache Federation) и Россий ским обществом по изучению боли, как наиболее эффективное средство для снятия приступов мигре ни, вследствие быстроты и длительности его дей ствия, удобства применения и отсутствия риска раз вития абузусной головной боли, в шкале принимае мых респондентами препаратов занимает одно из последних мест (рис.5).

В завершение опроса почти 2/3 всех респонден тов указали, что используют свой личный опыт лече ния при рекомендации или назначении пациентам лекарственных препаратов от головной боли, при этом 85% опрошенных осведомлены о наличии класса специфических лекарственных препаратов для лечения мигрени (триптанов), в т. ч. 73% знают Релпакс.

В ходе дальнейшего ситуационного анализа были выявлены и структурированы барьеры, препятствую щие пациентам с головной болью получать эффек тивную фармакотерапию и уметь контролировать свое заболевание. Выделено три группы возможных барьеров: клинические, социальные и политико экономические (см. табл.).

Недостаток компетенций по проблеме головной боли у специалистов системы здравоохрания — один из основных клинических барьеров в ее эффектив ном лечении. Структурное и функциональное несо вершенство системы здравоохранения также может создавать трудности как для пациентов, так для медицинских и фармацевтических специалистов. Как известно, правильная диагностика — это первый и наиболее важный шаг в лечении головной бо ли. Незнание Международных стандартов диагно стики, недооценка приоритета первичной головной боли, избыточное необоснованное назначение до полнительных исследований, ошибочная трактовка выявленных неспецифических изменений — основ ные причины неточности в диагностике головной боли.

Низкая осведомленность населения относитель но проблемы головной боли и ее значимости созда ет социальный барьер, т. к. головная боль не иден тифицируется как серьезная болезнь. Возможной причиной этого может быть тот факт, что она в боль шинстве своем проявляется эпизодически и связана с жизнеугрожающим состоянием в менее 1% случаях [3]. Как показывают зарубежные исследования, 60% пациентов с мигренью не осведомлены о наличии у них данного заболевания и не знают, что мигрень нуждается в специфическом лечении [15]. Подобная ситуация наблюдается и в российской практике. Вероятно, эти социальные барьеры препятствуют обращению пациентов к врачу, а низкий уровень консультаций показывает, что многие пациенты не знают, что эффективная фармакотерапия есть и не верят в положительный результат лечения.

Большинство руководителей различных уровней управления системы здравоохранения не осведомлены в том, какие существенные экономические потери головная боль приносит не только пациенту, но и обществу в целом. Ошибочно учитывают только прямые затраты на лечение головной боли, которые довольно низкие, в то время как непрямые затраты (в большинстве своем вследствие потери работоспособности или отсутствия на работе по причине головной боли) исчисляются огромными суммами.

Для построения алгоритма формирования возможных барьеров к получению эффективной фармацевтической помощи пациентами с головной болью процесс фармакотерапии был разделен на 5 уровней, на каждом из которых существуют риски, способные привести как к положительному ее результату, так и к отрицательному (рис. 6):

  • барьеры первого уровня — пациенты с головной болью, нуждающиеся в квалифицированной медицинской помощи, которые могут не придавать своему заболеванию большого значения или не знать, что у них, например, такое заболевание, как мигрень или другой вид головной боли, требующий консультации врача;
  • барьеры второго уровня — обратившиеся к врачу пациенты, которые могут не получить правильную и специфическую диагностику;
  • барьеры третьего уровня — пациенты с верно установленным диагнозом, но не получившие подходящую фармакотерапию;
  • барьеры четвертого уровня — пациенты, предпочитающие самолечение;
  • барьеры пятого уровня — фармацевтические специалисты, у которых пациент не получает грамотную консультацию по лекарственным препаратам и, при необходимости, направление к медицинскому специалисту для более тщательной диагностики и назначения специфического лечения.

Широкая распространенность заболевания, низкая обращаемость к специалистам, неточность в диагностике и нерациональное назначение и рекомендация лекарственных препаратов делает проблему эффективности фармакотепарии головной боли все более актуальной. К решению этой проблемы в нашей стране нужно подходить с учетом особенностей системы здравоохранения Российской Федерации и менталитета населения, склонного к самолечению. На каждом этапе фармакотерапии пациенту приходится преодолевать определенные барьеры, что требует высокой компетентности специалистов каждого уровня системы здравоохранения в данной области и ответственности к выполняемым обязанностям.

Структуризация барьеров к получению эффективной фармацевтической помощи пациентами с головной болью

 

* Список литературы находится в редакции.

Смотрите также