Елисаветченко И. В. Нормативные и правовые вопросы государственного регулирования оборота наркотических средств в лечебно-профилактических учрежденияхПроблемы терапии хронической боли: клинические и социальные аспектыСимпозиум
Иван Владимирович начал выступление с цитаты Федерального закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»1, согласно которому неотъемлемым правом больного является «облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами». Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ был создан указом Президента РФ № 306 от 11 марта 2003 года. Позднее комитет был преобразован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Одной из задач комитета является обеспечение контроля за легальным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, выявление и перекрытие каналов их утечки из легального оборота в незаконный. Основными каналами утечки наркотиков из легального оборота являются:
Данные нарушения обычно являются следствием небрежности, халатности, недобросовестного отношения должностных лиц к своим обязанностям, умышленных действий для утечки наркотиков из легального оборота. Иван Владимирович приводит следующие способы хищения наркотиков на объектах их производства, хранения и использования:
В связи с вышеперечисленными фактами были выработаны общие принципы работы подразделений по контролю за оборотом наркотиков ФСКН России:
В настоящее время появились предпосылки для пересмотра ряда нормативных актов в сфере контроля за оборотом наркотиков. Во-первых, это появление новых лекарственных форм (например, трансдермальных систем), извлечение из которых наркотиков в кустарных условиях либо невозможно, либо очень затруднено. Во-вторых, это необходимость беспрепятственного обеспечения наркотическими анальгетиками нуждающихся больных, в частности, онкологических, для улучшения качества их жизни. В заключение Иван Владимирович подчеркнул, что органы наркоконтроля являются контролирующим и координирующим органом и осуществляют контроль за исполнением действующего законодательства. Органы наркоконтроля обязаны контролировать правильность оформления рецептов на наркотические анальгетики, их списание и утилизацию, для предотвращения их хищения и нелегального оборота, но при этом сотрудники службы не оценивают адекватность назначаемого врачом лечения и не могут привлечь к ответственности врача, назначившего опиоидный анальгетик не по назначению. Таким образом, ФСКН не препятсвует назначению опиоидных анальгетиков по показаниям. Контроль за адекватностью назначений опиоидных анальгетиков — прерогатива Министерства здравоохранения и социального развития РФ. 1 в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ. 01.12.2004 № 151-ФЗ. XV Российский национальный конгресс «Человек и лекарство» |