Рачин А. П. Головная боль у детей и подростковАндрей Петрович Рачин, к. м. н., доцент кафедры неврологии и психиатрии Смоленской медицинской академии. Основная проблема диагностики головной боли у детей заключается в трудности правильно интерпретировать их жалобы. В связи с этим, головную боль у детей и подростков определяют как любое неприятное ощущение и эмоциональное переживание в области кверху от бровей и до затылка. Согласно эпидемиологическому исследованию, проведённому Юдельсоном Я. Б. и Рачиным А. П. (2004), на головную боль жалуются 46,4% детей и подростков. Наиболее распространена эпизодическая головная боль напряжения — её испытывают 30,9% детей, хроническая боль напряжения наблюдается у 4,7%, головная боль напряжения + мигрень — 1,2%, мигрень — 3,2%. Реже головная боль связана с патологиями черепа, шеи, глаз — 3,5% и воспалительной пилиневропатией — 1,1%. В 1,8% случаев врачам не удалось поставить точный диагноз. Пик головной боли напряжения у детей приходится на возраст Предшественниками мигрени в детском возрасте являются циклические рвоты, абдоминальная мигрень и доброкачественное пароксизмальное головокружение. Факторами, провоцирующими развитие головной боли напряжения у подростков являются травма — 52,2%, стресс — 33,2%, , остеохондроз — 28,3%, артериальная гипертензия — 20%, инфекция — 10%, приём анальгетиков — 1,5%. Точные механизмы, лежащие в развитии головной боли напряжения, до конца не изучены. Предполагается, что в происхождении эпизодической головной боли напряжения принимают участие периферические, а при хронической головной боли напряжения — центральные ноцицептивные механизмы. Из коморбидных расстройств у детей, страдающих от головной боли, выделяют патологию органов зрения, патологию шейного отдела позвоночника, патологию ЛОР-органов и патологию щитовидной железы. На основании клинического наблюдения 77 мальчиков и девочек из одной средней школы был сделан вывод, что возникновение и поддержание хронической головной боли у детей определяется патологией шейного отдела позвоночника, факторами социальной дезадаптации (неполные семьи, потеря работы одним или обоими родителями) и болевым поведением в семье и школе. Андрей Петрович предложил простую схему лечения головной боли у детей:
Вегетативные расстройства в клинике нервных и внутренних болезней |