Статьи и обзоры

13.05.2024

«Офисная» эпидемия —
боль современности:
что делать и как лечить?

С развитием новых цифровых информационных технологий, автоматизацией труда, малоподвижным образом жизни стали появляться новые клинические симптомокомплексы, связанные с факторами риска развития профессиональных заболеваний на работе.

Офисный синдром — это клинический симптомокомплекс, который развивается у офисных служащих в связи с воздействием различных физических, психологических и социальных факторов окружающей офисной среды и включает нарушения в различных органах и системах1.

В структуре офисного синдрома наиболее часто встречаются боли различной локализации, и в первую очередь — мышечно-скелетные боли (МСБ) в области спины и головные боли.

Это подтверждается исследованием, выполненном Janwantanakul P. и соавторами в 2008 году с участием 1470 офисных служащих, 63% которых жаловались на боли (Табл. 1)2.

Учитывая высокую частоту встречаемости болевых синдромов различной локализации у офисных служащих, целесообразно выделение такого понятия, как «болевой офисный синдром».

Таблица 1. Частота встречаемости различных болевых синдромов среди офисных служащих2

Головные боли, на которые наиболее часто жалуются офисные сотрудники, проявляются в форме головной боли напряжения (ГБН) и цервикогенной головной боли (ЦГБ).

ГБН чаще всего развивается из-за индивидуально значимых стрессовых факторов и напряжения перикраниальной мускулатуры.

При ЦГБ важное значение приобретают стереотипы «позной» установки головы по отношению к шее, особенно при работе за компьютером на неэргономичном рабочем месте.

При возрастающей нагрузке и продолжительности рабочего дня, зачастую при ненормированном рабочем графике и работе в выходные дни, отмечается тенденция к росту распространенности МСБ с преимущественной локализацией в области шеи и нижней части спины3.

Среди факторов риска возникновения МСБ в области спины, связанных с офисной средой, следует выделить физические, клинические, индивидуальные и психосоциальные (Табл. 2).

Таблица 2. Факторы риска, ответственные за формирование болевого офисного синдрома2

Высокая частота случаев головной боли и боли в спине у офисных служащих не является случайной.

Об этом свидетельствуют результаты системного анализа с общим размером выборки 460 435 пациентов с одновременными жалобами на цефалгию и постоянные боли в области поясницы. Была продемонстрирована положительная прямолинейная взаимосвязь между первичной головной болью и постоянной болью в спине4.

Учитывая представленные выше данные о коморбидности головной боли и боли в нижней части спины у офисных служащих, становится актуальным обсуждение стратегии комплексной терапии пациентов, страдающих болевым офисным синдромом.

Терапия болевого офисного синдрома

В начале развития болевого офисного синдрома необходимо использовать в первую очередь профилактические методы (Рис. 1)5:

регуляцию стиля и образа жизни

управление рабочим временем

управление временем отдыха

борьбу со стрессом

Рисунок 1. Методика стресс-менеджмента (Данилов Ал. Б., Прищепа А. В., 2018)

В случае неэффективности мероприятий, направленных на профилактику, назначается фармакотерапия. При этом следует отметить, что лекарственные средства должны быть не только эффективными, но и безопасными.

Для того, чтобы получить дополнительную информацию по данной теме, пожалуйста, авторизуйтесь на портале

Дополнительные материалы