«Офисная» эпидемия —
боль современности:
что делать и как лечить?
С развитием новых цифровых информационных технологий, автоматизацией труда, малоподвижным образом жизни стали появляться новые клинические симптомокомплексы, связанные с факторами риска развития профессиональных заболеваний на работе.
Офисный синдром — это клинический симптомокомплекс, который развивается у офисных служащих в связи с воздействием различных физических, психологических и социальных факторов
окружающей офисной среды и включает нарушения в различных органах
В структуре офисного синдрома наиболее часто встречаются боли различной локализации, и в первую очередь — мышечно-скелетные боли (МСБ) в области спины и головные боли.
Это подтверждается исследованием, выполненном Janwantanakul P. и соавторами в 2008 году с участием 1470 офисных служащих, 63% которых жаловались на боли
Учитывая высокую частоту встречаемости болевых синдромов различной локализации у офисных служащих, целесообразно выделение такого понятия, как «болевой офисный синдром».
Таблица 1. Частота встречаемости различных болевых синдромов среди офисных
Головные боли, на которые наиболее часто жалуются офисные сотрудники, проявляются в форме головной боли напряжения (ГБН) и цервикогенной головной боли (ЦГБ).
ГБН чаще всего развивается из-за индивидуально значимых стрессовых факторов и напряжения перикраниальной мускулатуры.
При ЦГБ важное значение приобретают стереотипы «позной» установки головы по отношению к шее, особенно при работе за компьютером на неэргономичном рабочем месте.
При возрастающей нагрузке и продолжительности рабочего дня, зачастую при ненормированном рабочем графике и работе в выходные дни, отмечается тенденция к росту распространенности МСБ
с преимущественной локализацией в области шеи и нижней части
Среди факторов риска возникновения МСБ в области спины, связанных с офисной средой, следует выделить физические, клинические, индивидуальные и психосоциальные (Табл. 2).
Таблица 2. Факторы риска, ответственные за формирование болевого офисного
Высокая частота случаев головной боли и боли в спине у офисных служащих не является случайной.
Об этом свидетельствуют результаты системного анализа с общим размером выборки 460 435 пациентов с одновременными жалобами на цефалгию и постоянные боли в области поясницы.
Была продемонстрирована положительная прямолинейная взаимосвязь между первичной головной болью и постоянной болью
Учитывая представленные выше данные о коморбидности головной боли и боли в нижней части спины у офисных служащих, становится актуальным обсуждение стратегии комплексной терапии пациентов, страдающих болевым офисным синдромом.
Терапия болевого офисного синдрома
В начале развития болевого офисного синдрома необходимо использовать в первую очередь профилактические методы
регуляцию стиля и образа жизни
управление рабочим временем
управление временем отдыха
борьбу со стрессом
Рисунок 1. Методика стресс-менеджмента (Данилов Ал. Б., Прищепа А. В., 2018)
В случае неэффективности мероприятий, направленных на профилактику, назначается фармакотерапия. При этом следует отметить, что лекарственные средства должны быть не только эффективными, но и безопасными.